Интервью с Игорем Маменко


Отец был моим кумиром
– Игорь, когда вы поняли, что смешить людей – ваше призвание?
– Когда учился в эстрадноцирковом училище. Хотя основная специальность у меня была акробатика, мы овладевали различными жанрами: эквилибром, жонглированием, клоунадой. А я был невероятным шутником, в училище знали, что Маменко – главный прикольщик. Так что никто не удивился, когда я стал выходить на манеж не только акробатом, но и в роли клоуна. Мне всегда нравились коверные.
Примером для меня был Юрий Никулин, который никогда не гримировал лицо. Вот и мне хотелось вызывать смех именно мимикой.
– Цирковое училище – это мечта детства?
– В раннем детстве я мечтал стать хоккеистом. Но мой отец, Владимир Маменко, был достаточно известным цирковым акробатом, работал каскадером в фильмах, в том числе и в «Человеке-амфибии»… А поскольку отец всегда был моим кумиром, я и отправился в пятнадцать лет поступать в Московское эстрадно-цирковое училище, которое он в свое время закончил.
– После окончания училища сразу стали работать в цирке?
– Нет, сначала пришлось служить в армии. Попал в Кантемировскую дивизию, в мотострелковые войска.
 В ансамбле дивизии мы создали неплохую цирковую группу и выступали во всевозможных концертах. Потом пришел вызов в спортроту СКА.
Но последние месяцы перед дембелем опять дослуживал в Кантемировке. Кстати, я и здесь прошел путь своего отца. Он тоже после окончания эстрадно-циркового училища служил в Кантемировской дивизии, только в танковых войсках. После демобилизации я пришел в цирк и попал в номер к акробату-прыгуну.
Здесь я и познакомился со своей будущей женой, мы вместе работали в одних номерах. Маша, кстати, тоже была мастером спорта по спортивной гимнастике.
– А как вы попали в телепередачу «Аншлаг»?
– Благодаря Коле Лукинскому, с которым мы давно дружим. Однажды я заикнулся, что хотел бы попробовать себя на эстраде. Он поддержал мое желание и предложил подготовить пару номеров. Вскоре в эфире прошел наш совместный номер «Солдат и прапорщик», который не смотрел разве что ленивый, а также анекдоты в моем исполнении.
– Сегодня «Аншлаг» подвергается резкой критике. Это, по-вашему, справедливо?
– Абсолютно несправедливо! «Аншлаг» продолжает держать марку, здесь юмор не опускается ниже пояса, как в некоторых других юмористических передачах. Поэтому для некоторых он является, так сказать, мальчиком для битья.

Я вам еще спою
– Кто для вас пишет номера?
– Здорово работается с Лионом Измайловым. Был замечательный автор Александр Суворов, который не так давно ушел из жизни. Он был моим лучшим другом, мы вместе учились в цирковом училище. Саша хорошо писал, был просто гениальным актером. На эстраде сейчас я исполняю два его номера: «Дух земли» – рассказ, как разлили самогонку и потом собирали землю, в которую она пролилась, и «Выходной день в цирке». Мне очень не хватает Саши...
– Некоторые юмористы стали активно осваивать не смежную с основным жанром профессию – пение. Что же вы отстаете?
– К вашему сведению, у меня приличный слух, да и голос имеется, так что когда-нибудь, возможно, выйду на эстраду с шуточной, смешной песенкой. Я же по маминой линии из известной семьи оперных артистов. Дедушка и бабушка, мамины родители, были ведущими оперными певцами Новосибирского театра оперы и балета.
– Давайте представим, что «Аншлаг» вдруг исчез. Чем будете заниматься?
– В любом случае останусь на эстраде. Сейчас миллион различных проектов. Меня постоянно куда-нибудь приглашают.
– Вы не обращали внимания на то, что многие юмористы в жизни мрачноваты и не слишком разговорчивы?
– Я это и про себя могу сказать.
– Бывая в компаниях, анекдоты рассказываете?
– Смотря в какой компании. Туда, куда меня приглашают на роль свадебного генерала, я просто не пойду. А друзья знают, что специально просить меня что-то рассказать не надо. Кто-то начинает рассказывать анекдоты, я могу подхватить эстафету, следом за мной – другой человек, третий… То есть все происходит так же, как в любых сложившихся компаниях.
– Естественно, под водочку…
– С удовольствием могу выпить с друзьями немного водочки или хорошего пива.
– А сентиментальность вам не чужда?
– Запросто могу прослезиться от какого-нибудь трогательного фильма или хорошей музыки.
– Разыгрывать друзей любите?
– Особенно любил это делать, когда учился в цирковом училище. Доводил всех своими розыгрышами. Мог, например, 1 апреля позвонить из телефона-автомата, который стоял в общежитии на четвертом этаже, на вахту и попросить пригласить какого-нибудь иногороднего студента. Тот бежал сломя голову, а я невинно объяснял, что, мол, сегодня 1 апреля, думать надо. Но и мне тоже, надо сказать, доставалось.
– Говорят, юмор лечит. Вы себя доктором чувствуете?
– Бесспорно. Когда начинаешь острить, юморить, рассказывать смешные анекдоты в компании понимающих юмор людей, все слушают, откликаются добрым смехом.



Страстный охотник и рыбак
– Среди артистов разговорного жанра у вас больше друзей или конкурентов?
– Я считаю себя ни на кого не похожим, так сказать, сам по себе. Поэтому особых конкурентов не вижу. Всех ребят, с которыми работаю в «Аншлаге», например, считаю своими хорошими приятелями, с большим удовольствием с ними общаюсь. Среди близких друзей – однокурсники по училищу, есть близкий друг и среди драматических артистов – это Сергей Гармаш.
– В вашем юмористическом цехе принято помогать друг другу?
– Да, конечно. И в этом плане я очень благодарен Гене Ветрову, Сереже Дроботенко, Свете Рожковой…
– У вас есть рецепт, позволяющий эффективно бороться с плохим настроением?
– Надо больше смотреть хороших, добрых комедий, слушать талантливых юмористов и мажорную музыку. Способ, проверенный на себе.


– Что можете рассказать о своих увлечениях?
– Страстно люблю рыбалку и охоту. Каждое лето обязательно уезжаю в Астрахань или в Карелию, есть прекрасные места для охоты и рыбалки и в Сергиево-Посадском районе, где у нас дача. Очень люблю смотреть профессиональный бокс и биатлон. С юности обожаю джаз. У меня довольно большая фонотека.
– Вы человек мастеровой?
– Совершенно ничего не умею делать! Мне вообще не стоит ничего поручать, потому что непременно сломаю. Поэтому всю мужскую работу дома выполняет жена. Мы вместе уже двадцать три года, я очень люблю свою Машу.
– И что, никогда не ссоритесь?
– Мы что, не живые люди? Всякое бывает в жизни, но жена у меня очень умный, мудрый человек, она делает все для того, чтобы погасить искру ссоры в самом начале. Маша прекрасная хозяйка. Видите, сколько у нас дома цветов? Их тоже она разводит. И с собакой Джонни, и с кроликом тоже она возится.
– Но детей-то вы вместе воспитываете?
– Обязательно! С мальчишками без мужской руки справиться трудно. Их у нас двое. Старший, Дима, кстати, тоже очень остроумный парень, занимается нашим семейным бизнесом, младший, Саша, на будущий год пойдет в школу.
– Жена с вами на гастроли ездит?
– Нет, она даже на концерты с моим участием ходит редко. Но она мой первый критик. Я доверяю ее мнению.


– Что мечтаете успеть сделать в жизни?
– Состояться как хороший артист и обеспечить будущее своим детям.
– А теперь напоследок анекдот от Игоря Маменко.
– Представьте: центр Нью-Йорка, небоскребы... Из одного из них выходит мужчина и закуривает сигарету. К нему подходит девушка: «Здравствуйте, я из общества борьбы с курением. Скажите, пожалуйста, вы какие курите сигареты?» – «Мальборо». – «Как долго?» – «Уже около тридцати лет». – «Кошмар, как долго! А сколько пачек в день вы выкуриваете?» – «Иногда по две пачки». – «Одну секундочку. Давайте посчитаем на калькуляторе».
Подсчитывает и выдает: «Вот если бы вы не курили, смогли бы купить этот небоскреб». Мужчина девушке: «А вы курите?» – «Нет». – «А небоскреб у вас есть?» – «Разумеется, нет». – «А я вот курю, и небоскреб этот мой».